всякую фигню (city_rat) wrote in ru_thailand,
всякую фигню
city_rat
ru_thailand

Category:

По Таиланду поездом

Коротенький отчет о нашем опыте железнодорожного перемещения по Таю. Высокохудожественного рассказа и гламурных фото не будет, чисто практическая информация.

Железнодорожный транспорт в Таиланде не слишком развит. Есть всего несколько веток, связывающих Бангкок с северной частью страны, бедными северо-восточными провинциями, и, наконец, югом, Малайзией и Сингапуром. По железке также можно добраться до Канчанабури и Патайи. Поезд - пожалуй, наиболее удобный и экономичный способ добраться до Айютайи. В общем, хоть тайские пути сообщения так и тянет назвать "детской железной дорогой" - на практике данный способ путешествовать может оказаться вполне полезным. Большая часть необходимой информации об этом собрана вот здесь (англ.).

Железная дорога вся государственная, поэтому цены - низкие, но и сервис не супер. Впрочем, в высокий сезон по Таиланду ходит туристический поезд с безумными ценами и неудобным расписанием, зато очень пафосный.

Мы в прошлую поездку поездами путешествовали дважды.

Маршрут первый: Бангкок-Чанг Май.

Наверное, наиболее полезное для туристов направление. На север ходят несколько поездов со спальными вагонами, из них, на мой взгляд, удобнее всего два: №1 (отправление в 18:10) и №13 (отправление в 19:35). Стоимость места в аналоге нашего плацкарта, но с кондиционером сейчас (по данным seat61) 881 бат (билеты подорожали мы ездили в феврале этого года, было примерно на полторы сотни дешевле). На самом деле на seat61 указана средняя цена на место: нижние полки чуть дороже, верхние - чуть дешевле. Для пар получается без разницы, а если едешь в одиночку - стоит учитывать. Есть еще скоростные дизеля (DRC), они еще дешевле, но там вагоны сидячие, а ехать все равно всю ночь. Мы решили, что спать сидя нам не в кайф. У бэкпэкеров, однако, пользуются популярностью.

Плюсы:

- Двойная экономия: во-первых, поездом в среднем дешевле, чем самолетом (в настоящий момент, скажем, у АйрАзии действует промо на январь по 700 бат в одну сторону, бывает и дешевле, но это надо ловить момент и букать сильно заранее, да и не факт, что такое промо будет в нужное вам время. А обычные билеты от 1500 и выше). Плюс обычные аэропортовые геморы с трансфером, необходимостью приезжать пораньше, регистрацией, обыском сумок и т.д. А тут сел да поехал. Во-вторых, поезд позволяет сэкономить одну-две ночи в гостиницах, т.к. выезжаешь вечером, приезжаешь утром. Суммарный выигрыш по деньгам, возможно, не так велик (особенно, если останавливаешься на долгое время и в недорогом гестхаузе), но для набега большой компанией на три-четыре дня может быть ощутим.

- Перед прибытием в Чанг Май можно успеть поглазеть на утреннюю жизнь нетуристической тайской северной глубинки, ну и вообще получить некоторый нестандартный для чемоданников экспириенс (впрочем, это плюс одноразовый). Кроме того - минимум руссо туристо на пути.

Минусы:
Я обнаружил один, но существенный. Вагончики у тайских железнодорожников подубитые. Не могу назвать их засранными - полы помыты и вообще прибрано в меру, но в целом все потерто и грязновато просто в силу возраста подвижного состава. Меня это несколько напрягало. Впрочем, не до такой степени, чтобы бежать без оглядки. Если вас не шокирует обычный плацкартный вагон советских времен - то и в тайском вы вряд ли сильно напугаетесь. Но людям с повышенной брезгливостью не рекомендуется. Впрочем, нафига им вообще в Тай ехать? Тут на улицах страшные макашницы стоят и тараканами торгуют.

При всем при этом белье стелят очень чистое и новое, а персонал вежлив и дружелюбен. Имейте ввиду, однако, что полотенца в постельный комплект почему-то не входят. Вагон обслуживает несколько человек - проводник, занимающийся постелями и прочей вагонной механикой, стюарт, разносящий еду, уборщица. Состав сопровождает несколько полицейских. Ну а прочие детали - ниже, в комментариях к фото.

Говорят, тайские поезда довольно часто опаздывают, и мы с этим чуть позже столкнулись в полный рост. Но по дороге в Чанг Май все было нормально - поезд пришел минута в минуту по расписанию.

Общее резюме: один раз покататься интересно, чаще - только если у вас сильно ограничен бюджет поездки и вы готовы мириться с некоторыми неудобствами ради экономии. Мы, пожалуй, пас.



Центральный вокзал Бангкока - Хуалампонг (Hualamphong) расположен недалеко от центральной части города. Рядом есть станция подземки (MRT). Мы ездили в феврале, особого ажиотажа у касс, как видите, не наблюдается. Однако мы перестраховались, и купили билет заранее через интернет. Сервис там государственный, кривой, но проблем в общем не доставил. Впрочем, в данный момент он у них, похоже, сломался. Кроме того, через официальный сервис невозможно забронировать купейные вагоны первого класса, они немного поновее и почище, хотя ненамного, но зато заметно дороже. Бронирование купе предлагают некоторые турфирмы (с доставкой бумажного билета в гостиницу по приезду), но нам не удалось преодолеть кривизну тамошних платежных систем. Поэтому решили не выпендриваться, и быть ближе к народу.


Вокзал оказался битком набит солдатами и солдатками.


У выхода к поездам обнаружился вот такой столик с какими-то бутылочками. Знатоки тайского, подскажите - что это? На мыло не похоже (да и место странное), на питьевую воду - тем более. Может, дезинфекция какая? Вполне актуально: туалет в этом бангкокском мегатерминале заставил нас с ностальгией вспомнить провинциальные привокзальные сортиры. При том он еще и платный.


Проводники и контролеры в поезде выглядят намного гламурнее, чем их вагоны. Перед отправлением весь экипаж строят у хвоста поезда и начальник им что-то долго и пафосно втирает.

Своего купе у проводников, кстати, нет - пристраиваются на свободном месте в вагоне.


В общем и целом - это почти знакомый нам плацкарт, только вот все полки - боковые, поскольку и колея, и сам вагон в Тае уже, чем в России. Зато полки существенно шире и достаточно длинные, чтобы с комфортом устроиться человеку нормального европейского роста. В дневное время верхняя полка полностью убирается, а нижние превращаются в широкие кресла с мягкой спинкой, намного удобнее, чем наши боковые сиденья в плацкартах. На ночь лежачее место закрывается плотной шторой, так что получается вполне комфортное и иззолированное лежбище. Все манипуляции с полками, естественно, выполняет проводник, дабы господин пассажир не напрягался.

Лесенки одновременно служат местом для багажа. Оставлять сумки в проходе нам показалось несколько стремно, но инцидентов не было, к тому же состав постоянно патрулируют местные копы.

Пассажиров было немного, в основном - туристы из Европы (пара немцев и французы), на одной из промежуточных станций подсела немолодая тайка благообразной наружности, однако проводник при этом почему-то занервничал, через некоторое время прибежал сопровождающий коп, тщательно проверил билет и документы, и все расслабились. Большинство же местных жителей предпочитают ездить третьим классом (что он из себя представляет - покажу в посте о втором путешествии). Видимо, для бедной части населения такой билет - дороговат, а богатые либо летают самолетом, либо берут купе - те, в отличие от второго класса, были выкуплены все.


Столики между креслами - съемные. Когда они не нужны - проводник убирает их под сиденья. Мне это показалось не очень удачной идеей с точки зрения гигиены, да и суета проводника с этими досками несколько раздражает.


Вагоны - кондиционированные. Как обычно в Тае - кондиционер включен постоянно и молотит на полную катушку. У нас в вагоне, впрочем, было терпимо, хотя иметь при себе какой-нибудь свитерок не помешает. Несмотря на кондиционер, под потолком закреплены вот такие вентиляторы с впечатляющим механизмом перекоса, который бы сделал честь любому паропанк-аниме.


Между тамбуром и спальной частью вагона размещена открытая умывальная комната. Довольно разумное решение, если вспомнить вечную утреннюю очередь в сортир в наших поездах.


Туалетов в вагоне два, оба в одном конце вагона. В первом установлен обычный железный унитаз, как и в наших поездах, а во втором - вот такая конструкция. Вообще говоря - тоже разумное решение. Генуйская чаша - наиболее гигиеничный вариант для общественного туалета, где трудно обеспечить постоянную тщательную уборку. Туалеты в тайских поездах, кстати, моют, обдавая целиком струей воды из шланга, поэтому внутри (несмотря на обитые стальным листом стенки) довольно мокро.

.
В поезде есть вагон-ресторан, но ходить туда не надо - еду разносит специальный стюард. Выбор блюд невелик, и только тайская кухня, но голод утолить можно. Цены на удивление гуманные, мало отличающиеся от любой другой забегаловки в умеренно туристических местах. Наполненные тарелки на кухне, перед тем, как нести по вагонам, затягивают пищевым пластиком, все аккуратно. На краю одной из них, правда, обнаружился грязный отпечаток пальца, который привел бы в экстаз CSI Лас-Вегаса, Нью-Йорка и Майями вместе взятых из-за своей отчетливости, но на такие пустяки мы давно уже внимания не обращаем :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments